• Заказчик: АО «НК «КТЖ»
  • Место реализации, год: Мангистауская область, 2016 год
  • ТЭП: Площадь порта 40 га. Объем обработки грузов 4 млн. тонн в год с увеличением до 13,9 млн. тонн в год

ПАРОМНЫЙ КОМПЛЕКС В ПОРТУ КУРЫК

Строительство морского порта Курык осуществляется АО «НК «КТЖ» в рамках программы «Нұрлы жол». В настоящее время АО «НК «КТЖ» выполняет функции оператора магистральной железнодорожной сети. Принимая во внимание ведущую роль железнодорожного транспорта в реализации государственных задач по развитию транзитного потенциала Казахстана, АО «НК «КТЖ» стремится формировать международные транспортные коридоры, модернизировать транспортную инфраструктуру и выходить на новые сегменты рынка. В этой связи создание транспортно-логистических центров и формирование транзитной зоны Казахстана с Туркменистаном, Узбекистаном, Кыргызстаном, Китаем и другими странами содействуют развитию экономики региона.

Паромный комплекс в порту Курык – один из перспективных транспортных коридоров Евразии, проходящий из Китая по территории Казахстана, акватории Каспийского моря, Азербайджана и Грузии в Европу. Выгодное местоположение порта Курык обеспечивает возможности транспортировки широкого спектра грузов, в том числе нефтепродуктов, зерна, угля, удобрений, химикатов, контейнеров, строительных материалов, товаров народного потребления.

 

Порт Курык находится на побережье Каспийского моря, южнее порта Актау в заливе, обеспечивающем благоприятные условия для осуществления погрузочно-разгрузочных работ, в частности, операций по накату и выкату вагонов. Строительство паромного комплекса Курык началось в апреле 2015 года, эксплуатация – в декабре 2016 года. С начала эксплуатации по сегодняшний день, объем перевалки достиг 1 млн. т грузов.

 

Паромный комплекс Курык имеет инфраструктуру, включающую в себя следующие составляющие:

 

  • Пирс с двумя причалами, оборудованными подъемно-переходными мостами для обслуживания железнодорожных паромов
  • Пирс с причалом для приема паромов типа РО-РО (суда с горизонтальным способом грузообработки), перевозящих автотранспортные средства
  • Универсальный причал для приема всех видов судов
  • Гостиница на 40 мест для водителей и пассажиров автотранспортных средств
  • Столовая на 50 мест.

 

Первая фаза строительства порта Курык завершена, в эксплуатацию введен 1-й пусковой комплекс, позволяющий обрабатывать паромы с железнодорожными вагонами в круглосуточном режиме. Налаженная железнодорожная линия содержит 2 парка – А и Б. Каждый парк включает 6 выставочных линий, которые обеспечивают необходимые маневровые операции с вагонами. Для обеспечения погрузочно-разгрузочных работ инженерами ТОО «Институт Карагандинский Промстройпроект» были запроектированы подъемно-переходные мосты, а также пирс для швартовки паромов. В состав 1 пускового комплекса входят следующие здания и сооружения:

 

  • внеплощадочная подъездная железная дорога
  • выставочные железнодорожные парки А и Б
  • пирс
  • подъемно-переходной мост №1 и №2
  • два диспетчерских пунктов
  • административный корпус с КПП
  • диспетчерская порта со службами таможенного и пограничного контроля
  • навес для досмотра железнодорожных вагонов
  • железнодорожные весы
  • мачта радиосвязи
  • блочно-модульная котельная
  • комплектная трансформаторная подстанция №1 и №2
  • очистные сооружения бытовых стоков
  • дизельная электростанция
  • и другое.

 

В настоящее время идет реализация второй фазы строительства порта Курык – автомобильного паромного терминала, в котором планируют обрабатывать до 6 млн. т грузов в год, что позволит разгрузить порт Актау. Грузовой транспорт автомобильной составляющей располагается на предпортовой стоянке до получения информации о прибытии парома в порт. Далее транспортное средство направляется к пункту досмотра и пропуска, перед которым оно автоматически регистрируется системой. В проекте организованно 3 пункта пропуска – 2 для грузового транспорта и 1 пункт пропуска для легковых автомобилей. В зоне общепортового назначения автомобильной составляющей размещены следующие объекты:

 

  • пункт пропуска и досмотра автотранспорта с системой радиационного контроля
  • дезбарьер
  • весогабаритный контроль транспортных средств
  • зона карантина по фитосанитарному и радиационному контролю
  • контрольно-пропускной пункт
  • склад – изолятор фитосанитарного контроля
  • бокс изолятор с усиленной радиационной защитой на 2 машины
  • здание для углубленного досмотра со складом временного хранения
  • здание досмотровых групп
  • пункт пропуска автотранспорта
  • пункт пропуска пассажиров
  • инспекционно-досмотровый комплекс для автомобильного транспорта
  • операторная
  • площадка углубленного досмотра автотранспорта с навесом
  • здание управления движением судов
  • зона таможенного оформления.